Кизлярские ножи. Сохраняя традиции Кавказа

,

Какой Кавказ без гостеприимства, шашлыка, вина и… потрясающих, острых, великолепно сбалансированных ножей, которые составляли гордость этой нации ещё с 14 века! Действительно, производить ножи на Кавказе начали давно, и из ремесла это превратилось не меньше, чем в искусство. Но вместе с качеством и прочностью воинственные горцы старались передать своим ножам ещё и красоту. Именно поэтому вместе с мастерством создания ножей появилось множество ремёсленников, которые их потом украшали.

В каких-то посёлках ножи изготавливались исключительно для быта. Но некоторые мастера научились создавать ножи, которые привлекали внимание не только всего Дагестана, но и всего Кавказа! Такие посёлки становились не просто мелкой точкой на одном из горных склонов, а крупным торгово-производственным центром. Когда мастеру становилось тесно на одной обжитой точке, он переезжал в другие посёлки и города. От этого выигрывали все: и мастер, который узнавал новые способы изготовления и украшения ножей, и город, который обогащался самобытными кузнецами.

Время идёт, меняются века, посёлки становятся городами. Но есть вещи, которые не должны подвергаться забвению – к таким относятся традиции изготовления дагестанских ножей. И сегодня их сохраняет компания «Кизляр», которая находится в Дагестане. Своей миссией компания провозгласила возрождение и сохранение традиций клинкового оружия.

Нет ничего лучше, когда древние традиции накладываются на современные технологии. Именно это и воплощает философия компании « Кизляр», которая реконструирует технологии изготовления дагестанского оружия. Ножи, которые изготавливались в древнем Дагестане и сегодня снова появились на прилавках уже современных магазинов, легко отличить от всех прочих. Острое и прямое лезвие испещрено канавками, которые не только делают его прочнее, но и позволяют меньше весить. А оригинальный рисунок, который создают эти оригинальные продолговатости, восхитит всякого, кто умеет оценить внешний вид ножа. Окунёмся в прошлое. Когда мы говорим о завидной длине дагестанского ножа, то имеем ввиду не 20 и не 30 сантиметров, а 55! Обычно дагестанский клинок получал своё клеймо, где можно было прочитать имя человека, которому он принадлежит, дату создания, а также имя мастера, который его изготовил. Интересно, что кроме всего прочего на клинке гравировалось какое-то мудрое изречение. Образование улучшалось, торговля становилась ещё более развитой, а это значит, что некоторые города начали расти, шириться, превращаться в крупные центра металлообработки. Сведения об одном из них – ауле Амузги – сохранились и по сей день. Известно, что умельцы из аула Амузги, делали не только кизлярские ножи. В их мастерских создавались острейшие клинки, которые предназначались для шашек и сабель.

Но создать острый нож – это ещё не всё дело. Его нужно украсить! Из кузниц аула Амузги клинки отправлялись в соседний аул Кубачи. Здесь ремесленники монтировали и украшали лезвия. «Фишкой» амузгинских кузнецов можно назвать то, что они создавали не только клинки, которые были полностью выполнены из стали, но и стальные с сердцевиной из железа. Они украшали своё оружие с помощью особой узорчатой сваркой. Известно, что мастера из аула Кубачи знали секрет изготовления сварочной стали, которую сегодня именуют сварочным булатом. Изготовление сварочной стали загадочно и витеевато, но это стоит того, ведь в итоге кизлярские ножи получаются твёрдыми и, как бы это не казалось удивительным, упругими. Создавая сварочную сталь, мастер складывает пластины – одни сильно, другие слабо обуглероженны – в чередующемся порядке. Когда такой клинок выковывается, то слои идут не параллельно. В процессе сталь вытравляется кислотами, и после всех этих манипуляций на клинке появляется слоистый узор, рисунок, который состоит из волн. Но слоистый узор – не предел фантазий, как и способы изготовления украшений клинков. Если, например, мастеру нужен рисунок в виде закрученных полос, он будет скручивать, а затем сваривать несколько пластин. Можно получить оригинальный рисунок, равномерно ударяя по куску стали со всех сторон. От ударов слоистая структура стали будет нарушена, верхние слои «разойдутся» и обнаружат нижние. Он образуют узор, которые мастера называют «букетным». Гравировка ножа – отдельная тема. Она выполнялась приёмами, которые по своей оригинальности и сложности не уступали украшению самой стали. Кизлярский нож, например, может быть покрыт простой гравировкой, а также неглубокой гравировкой, где фон заштрихован чернью. Но самый сложный, трудоёмкий и дорогой способ украшения ножа - глубокая гравировка с чернью. Матовая точечная чеканка по полю – это обычное дополнение глубокой гравировки с чернью. Здесь необходимо было вырезать узор из целого металлического куска. Иногда клинковое оружие золотилось. Позолота наносилась на разные части оружия: это мог быть только фон, только узор, или же и фон и узор вместе. При этом зачернённые места оставались нетронутыми.

Одна из отличительных особенностей кизлярских ножей – это их орнамент. Кавказские мастера любили прибегать в растительной теме, и на клинке расцветал целый букет из бутонов, цветов, листьев. У каждой кузницы были свои излюбленные мотивы, у каждого поселения – свои цветы. И всё это дополнялось особенностями ковки и украшения оружия, приёмами, деталями. Мастера уделяли своё внимание не только клинку, но и рукоятке. Материалы – самые разные! Рукояти могли быть серебряными, костяными, железными, из рога. При этом рок и кость были цельными, а рукояти из металла были сделаны в виде футляра.

Кизлярский нож – это один из венцов оружейного мастерства. Настоящие знатоки и коллекционеры клинкового оружия не позволяют себе, чтобы в их коллекциях не было хотя бы одного кизлярского ножа.